Сегодняшний бизнес трудно вообразить без IT-инфраструктуры. Это фундамент, на котором компания выстраивает большинство своих процессов:
1. Взаимодействие сотрудников
2. Предоставление сервиса
3. Поддержание связи с клиентами
4. Хранение и обработка данных
5. Создание и развитие проектов
6. Корректное ведение бухучёта
7. Информационная безопасность и пр.
Планируя или расширяя инфраструктуру, IT-отдел обычно решает, что целесообразнее - собственные серверы или облачные вычисления. Ниже мы рассмотрим плюсы и минусы обоих вариантов.
Кратко пробежимся по терминам:
Локальная среда - расположение серверов на территории клиента. При таком сценарии организация сама покупает оборудование, отвечает за хранение и обработку данных, ремонт и обновление программной / аппаратной частей.
Облачная IT-инфраструктура - когда системные ресурсы для хранения файлов, документов и приложений клиент арендует у компании-провайдера. Сотрудники получают удалённый доступ к своим данным через интернет. Другими словами, поставщик облачных услуг имеет собственный пул серверов в дата-центре, а предприятие берёт в аренду мощности на одном из серверов.
Итак, на что же смотреть, выбирая внутреннее или удалённое размещение. Разберём ключевые факторы.
Несмотря на свои преимущества, поддержка локальных вычислений - это большие капитальные затраты. Даже у малого бизнеса её содержание может выливаться в круглые суммы с шестью нулями. Запуск и развитие внутренней ИТ-среды означает инвестиции в электропитание, покупку «железа», ремонт и обновление комплектующих и зарплату персонала, который будет всем этим управлять.
IT-структура в облаке экономит львиную долю средств и времени. Используя облако, клиент ежемесячно платит за то, чем действительно пользуется, расходуя бюджет по модели pay as you go. Конкретная цена зависит от ваших нужд в производительности. Но так или иначе эта сумма меньше постоянных расходов на локальное решение: технику, лицензии софта, найм и зарплату системных администраторов.
Серверы базируются на территории провайдера, и на своей стороне он обеспечивает качество, непрерывность и безопасность работы всех компонентов инфраструктуры. Таким образом компания сокращает период простоя и может уделить внимание важным стратегическим задачам.
Доверить конфиденциальные материалы облаку или полагаться на физический сервер в офисе - вопрос неоднозначный. Были случаи взлома внутренних систем и неудачи хакеров при попытке компрометации облака. Ряд специалистов уверены в меньшей защищённости удалённой архитектуры, ведь данные хранятся на сторонних серверах, поэтому риск утечки выше.
В определённых отраслях это мнение оправдано. Яркий пример - сфера кибербезопасности с огромным массивом чувствительных данных, которые должны находиться строго в пределах компании.
Соблюдение нормативных требований - ещё один сдерживающий фактор. Если сотрудники могут оперировать данными с мобильных устройств, миграция в облако - хороший вариант. Но если доступ к бизнес-критичной информации возможен только в офисе, локальное решение более логично.
Во внутренней IT-структуре ИБ-обеспечение целиком ложится на владельца серверов. Создание бэкапов, защита от вредоносного ПО, устойчивость перед сбоями и другое выполняет IT-команда компании.
При таком подходе серверы с закрытыми коммерческими и персональными данными под вашим исключительным контролем.
В облачной среде клиент не видит условий, в которых содержат сервер и не особо влияет на аспект безопасности. Но любой надёжный провайдер старается максимально защитить инфраструктуру заказчика от различных форс-мажоров. Кибератаки и другие инциденты по вине поставщика услуг грозят ему потерей репутации и прибыли.
К примеру, серверы мобильных рабочих мест ЦИБ базируются в дата-центрах TIER 3, с отлаженной системой информационной и физической безопасности.
Шифрование подключения защищает данные наших клиентов от перехвата и кражи, а вход по двойной авторизации предотвращает доступ третьих лиц.
Все ЦОДы работают 24/7 в строгом соответствии стандартам безопасности: бесперебойное питание и система охлаждения, охранный режим, регулярный апгрейд «железа» и ПО, а также обязательное создание резервных копий для аварийного восстановления данных в кратчайшие сроки.
Об исправности машин на территории офиса заботятся штатные системные администраторы. Оснащение северной, своевременное обновление ПО, замена комплектующих при выходе из строя, чистка серверов от пыли, ежедневный мониторинг работоспособности, устранение возможных сбоев, проработка эффективной системы IT- безопасности - примерный перечень обязанностей IT-специалиста.
Корпоративная сеть в облаке позволяет вообще не держать IT-персонал в штате. Серверы находятся в дата-центре провайдера, и всё перечисленное делают его представители. Так вы освобождаете время и деньги для достижения профильных целей компании.
Чтобы организовать эффективную локальную среду мало единоразового финансирования. По мере роста бизнеса и потребностей в ресурсах владельцы вынуждены вкладывать миллионы в новые лицензии ПО, установку дополнительного оборудования. Сам процесс модернизации нередко растянут на месяцы, что делает его долгим и неповоротливым.
Виртуальные технологии упрощают масштабирование бизнеса. Можно не добавлять ПО и файлы на локальные устройства и не докупать оборудование, если требуется больше мощностей. Всё хранится на облачном сервере и доступно в удобное время.
Облачная / локальная IT-инфраструктура. Как не ошибиться с выбором?
Мы описали плюсы облака и случаи, когда лучше выстраивать внутреннюю IT-среду. Перед выбором, оцените компанию по таким критериям, как:
Решив мигрировать в облако, проработайте стратегию, где отражены возможные препятствия в техническом и отраслевом плане, т. е. с учётом специфики вашей деятельности. Многие предприятия оценили достоинства гибридной инфраструктуры - комбинации облачных и локальных вычислений, т. е. когда часть данных базируется в офисе, а остальные элементы - в облаке.